В пятницу 02.12.2022г прошел праздник мусульман Джума Мубарак.
Провел его председатель МРОМ г. Дзержинска Мустафин Умяр.
Тема проповеди: "Самое большое богатство этого мира это вера в Аллаха!"
Истинная вера является самым великим благом из благ, которыми наделил человека Аллах. И среди всего живого нет более несчастного, чем не имеющий веры, ибо болезни, страдания, беды и несчастья для верующего с наступлением смерти заканчиваются, а для неверующего настоящие беды и несчастья начинаются после смерти, и продолжаются они вечно.
Иман – это путь, который выбирают разумные. Уверовавший (мумин) мыслит в согласии с разумом, он знает, что ничего не может появиться без Создателя, знает, что все творения созданы Аллахом.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе, Который из ничего создал небеса и земли?» (сура «Ибрахим», смысл аята 10).
Поэтому верующий размышляет, глядя на небеса и землю, и убеждается, что Аллах существует, ибо всё, что есть на земле и на небесах, и сами небеса и земля свидетельствуют об этом.
Некоторые отрицают существование Аллаха и утверждает, что всё сущее возникло само по себе, в процессе случайного отбора.
Приведём аналогию: из трёх десятков букв составляются слова, из слов складываются предложения, из предложений – статьи, затем редактор выбирает статьи и составляет газету. Одни говорят, что без человека, который целенаправленно работает над этим, сами собой не составятся ни газета, ни статья, ни даже одно предложение. Другие же утверждают, что всё это возможно и без такой целенаправленной, осознанной деятельности. Те, кто придерживается первого мнения, подобны верующим, а те, кто придерживается второго мнения, – неверующим. Поэтому все создания, от элементарных частиц до небесных тел и галактик, подтверждают разумность верующего.
О том, что всё сущее на земле и на небесах свидетельствует о существовании Аллаха, Всевышний в Коране говорит: «Поистине в сотворении небес и земли много знамений для тех, кто уверовал» (сура «Аль-Джасия», смысл аята 3).
О тех, которые не видят эти доводы и доказательства, в Коране говорится: «Сколько же знамений, признаков и доказательств содержат в себе небеса и земли, мимо которых проходят они (кяфиры), отвернувшись от них» (сура «Юсуф», смысл аята 105).
Об отвлечённости от вечной жизни неверующих, занятых обустройством жизни бренной, в Коране говорится: «Они хорошо освоили явные стороны жизни бренной, тем не менее они весьма отвлечены от жизни вечной» (сура «Ар-Рум», смысл аята 7).
И горе, и радость для верующего оборачиваются благом. В достоверном хадисе, приводимом имамом Муслимом, говорится: «Удивительно, поистине для верующего всё оборачивается благом: если его постигнет радость, если получит благо – он воздаёт хвалу Аллаху, и это для него благо; если же его постигнет горе, несчастье – он терпеливо переносит, и это тоже благо для него».
Для отрицающего религию Творца все, что постигает его на этом свете, оборачивается в конечном итоге несчастьем. В Судный день все оборачивается против него.
Истинно уверовавший поклоняется только одному Аллаху – своему Создателю, а человек, пребывающий в джахилии – невежестве, незнании поклоняется чему угодно, кроме Аллаха: природе и природным явлениям, идолам, правителям и руководителям, своим страстям и желаниям и т. д.
Один из великих правителей сказал известному суфию: «Я исполню любое твоё желание, проси, что хочешь». Суфий ответил: «Как же я попрошу что-то у тебя, когда ты являешься рабом моего раба?» Правитель сказал: «Как я могу быть рабом твоего раба, если я правитель и владею всем царством?» Суфий ответил: «Ты являешься рабом своего эго (нафса) и страстей, я же властвую над нафсом и страстями».
О том, как провести жизнь, как вести себя, верующий узнает от Всемогущего, Всезнающего, Всевышнего Аллаха (через Книгу, ниспосланную Им, и через Его Посланника (мир ему и благословение)), а отрицающий религию Аллаха всему этому учится у такого же человека, как и сам, чьи ум и знания ограничены и слабы. Ведь как бы много человек ни знал, то, что он не знает, несравненно больше того, что он знает. Поэтому законы и нормы жизни, придуманные людьми, постоянно меняются и противоречат друг другу.
В Священном Коране говорится: «Скажи: “Аллах наставляет на истинный путь. Кто более достоин, чтобы следовали ему: Аллах, который наставляет людей на истинный путь, или человек, не способный следовать истинному пути, кроме как наставленный другим? Что с вами, как вы пришли к такому ошибочному решению?”» (сура «Юнус», смысл аята 35).
Верующий знает, для чего Аллах его создал, как провести жизнь на этом свете и где он окажется в конце концов. Поэтому он следует пути, указанному Всевышним Аллахом, и это становится для него благом как на этом, так и на том свете.
Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Те, которые уверовали и делали то, что велено им делать, и воздерживались от совершения того, что велено не делать, – для них радость и на этом свете, и на том» (сура «Юнус», аяты 63–64).
Пребывающие в невежестве работают для того, чтобы есть, едят, чтобы работать, они не различают дозволенное и запретное, не верят в существование того света, и для них главное – удовлетворение своих страстей и желаний на этом свете.
О них Всевышний Аллах в Коране говорит: «Те же, которые не уверовали, – они услаждаются желаниями мирскими, едят подобно животным, не думающим о будущем, и их конечное местопребывание – Ад» (сура «Мухаммад», смысл аята 12).
Те, которые провели жизнь горделиво, следуя страстям своим в поисках мирских благ и не признавая Аллаха, подвергнутся суровым мучениям в День Суда. Об этом в Коране говорится: «Вы вкусили блага мирские и насладились желаниями мирскими, сегодня же вы будете наказаны унизительным мучением» (сура «Аль-Ахкаф», смысл аята 20).
Верующий думает прежде всего о вечной жизни на том свете, и после смерти его ожидают райские блага, коих не видели глаза, не слышали уши и не коснулись мысли человека. Его ожидают безграничный почёт и радость, вечное счастье.
Истинно уверовавший в Аллаха знает, что материальный мир – это только малая часть реального мира, а реальный мир – это творение Всезнающего, Всемогущего Творца, и познания о Творце несравненно глубже и важнее познаний Его творений. То есть он знает, что кроме видимого мира существует ещё иной мир, куда мы попадём после смерти, существует Рай с его неописуемыми благами, Ад с его мучениями, существуют также ангелы, джинны, семь небес, Арш, Курс.
Он знает совершенные качества (сыфаты) Всевышнего Аллаха, Его прекраснейшие имена (аль-Асма аль-хусна). Обо всём этом верующий знает из Книг, ниспосланных Всевышним Аллахом, и от Его посланников. Поэтому область познаний у верующего весьма широка, а знания глубоки.
Если тот, кто не боится Аллаха имеет желание совершить зло и возможность сделать это втайне от других, то ничто его не удерживает от этого, ибо он не думает о том, что на том свете за каждое злодеяние он понесёт наказание по мере его тяжести.
Верующий же знает о том, что Всевышним Аллахом запрещено совершать зло, наносить какой-либо вред другим и что Аллах видит всё, знает обо всём, он также знает, что за каждое злодеяние, совершённое на этом свете, за притеснение других, за нанесённый другим вред он будет строго наказан на том свете. Поэтому в большинстве случаев он воздерживается от этого.
Конечно, среди верующих тоже встречаются люди, совершающие плохие поступки. Причиной тому является слабость их веры. Чем сильнее вера человека, тем меньше дурных поступков он совершает. Поэтому каждый мусульманин обязан придерживаться пути, укрепляющего веру. Таким путём является путь усовершенствования ихсана (искренности). Этот путь называется также сулуком, тасаввуфом или тарикатом. Это путь очищения сердца (души) человека от пороков, болезней, путь укрепления имана (веры) и совершенствования Ислама (следования религиозным предписаниям).
Некоторые люди, склонные к поверхностным рассуждениям и имеющие лицемерие (нифак) в сердце, говорят, что, мол, хотя люди получили возможность свободно исповедовать Ислам, многие мусульмане совершают злодеяния. Об Исламе, имеющем 14-вековую историю, они судят по событиям нескольких лет последнего столетия, то есть по состоянию Ислама в Ахир-замане (во времена ближе к Концу Света). Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предсказал наступление такого времени и довольно подробно изложил его признаки. Эти люди также не учитывают, что в большинстве случаев злые поступки со стороны мусульман провоцируют враги Ислама. По сути, все плохие деяния, совершаемые мусульманами, являются результатом отступления от норм и ценностей Ислама, плодами антиисламской деятельности.
Верующий знает, что за помощь нуждающимся, за деяния, радующие людей, за все благие деяния, совершённые им, он получит многократное воздаяние на том свете, и Всевышний Аллах будет доволен им. Поэтому истинно верующий человек совершает благие деяния, невзирая на то, получит он от этого пользу от людей или нет. Конечно же, каждый мусульманин может совершать благие деяния бескорыстно или с корыстью в зависимости от крепости или слабости его веры. Поэтому каждый мусульманин нуждается в постоянном укреплении веры, в усовершенствовании искренности.
Дорогие единоверцы, перечисленные блага веры – это капля в море по сравнению со всеми её благами. Мы должны знать о великом благе, которым наделил нас Аллах, одарив верой, должны осознавать ценность и высокочтимость веры, мы должны радоваться этому и воздавать Всевышнему Аллаху хвалу за это.
Мирские блага, которыми Аллах наделил самого богатого и могущественного неверующего правителя, являются каплей в море по сравнению с верой, то есть благом, которым наделил Аллах самого бедного мусульманина. Поэтому каждый мусульманин должен знать, что благо в виде веры, которой его наделил Аллах, намного больше материальных благ, которыми наделил Он некоторых неверующих, и ни в коем случае не должен завидовать мирским благам, тем более не должен стремиться получить их, теряя при этом истинные блага, которыми наделил его Аллах. Тем не менее, находятся мусульмане, ориентирующиеся на западные ценности, стремящиеся к блеску мирских благ и поверхностно взирающие на Ислам и его ценности.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Не простирай своих глаз на красоты, которыми Мы наделили разных неверующих. Мы наделили их этим для испытания, дабы усилить их мучения, если они не будут благодарными» (сура «Таха», смысл аята 131).
Ещё в Священном Коране говорится: «Пусть не соблазняет тебя жизнь в городах неверующих, занимающихся торговлей и накоплением богатства, желающих известности, популярности. Дарованное им – на малое пользование, местопребывание их – Ад, и это скверное место» (сура «Алю-Имран», смысл аятов 196–197).
Это означает: не занимайся всецело поиском земных благ и их пользы. Аллах наделил этой пользой всех – и верующих и неверующих. Но мусульманин не должен стремиться к материальным благам, отвлёкшись при этом и от Аллаха, и от Пророка (мир ему и благословение), и от вечной жизни, не придавая значения иману и Исламу. Это недостойно мусульманина. Иначе может случиться так, что он лишится вечных благ и ему не достанутся мирские блага.
В Коране говорится: «От него ускользают блага мирской жизни и вечной жизни. Это – явная потеря» (сура «Аль-Хадж», смысл аята 11).
Поэтому мусульманин всегда должен быть занят тем, что приносит пользу ему и другим. Он должен направить все свои возможности на развитие Ислама, на укрепление своей веры, на частое совершение поклонения, возложенного на него Аллахом, на совершенствование поклонения. Он не должен следовать примеру неверующих, который не согласуется с религией Всевышнего Аллаха.
Да поможет нам Аллах истину видеть истиной и следовать ей, а ложь – ложью, и сторониться её! Аминь!