Курбан-Байрам
Опубликовано admin в 18.09.2015
Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения, один из самых значимых в Исламе. Он приходится на десятый день лунного месяца зуль-хиджжа – месяца хаджжа, ежегодного паломничества мусульман.Последующие за Ид аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа лунного месяца) называются днями «ташрика». Начиная с захода солнца, накануне дня Ид аль-Адха, сунной является громкое произношение слов такбира: اَلله ُاَكْبَرْ اَلله ُ اَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُ وَالله ُ اَكْبَرْ الله ُ اَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ اَلله ُ اَكْبَرْ الله اكبر الله اكبر َ اَلله ُ اَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ляиляха иллялЛаху валЛаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд - три раза. Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулилЛяхи касиран ва субханалЛахи букратан ва асила. Такбир читают в мечетях и дома– мужчины громко, а женщины про себя. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала зикров (молитв, читаемых после намаза), заканчивая предзакатным намазом (аср) последнего дня ташрика, то есть 13-го числа месяца зуль-хиджжа. Ночь на Курбан-байрам желательно провести в поклонении. В эту ночь Всевышний отвечает на мольбы своих рабов. После полуночи до праздничного намаза желательно совершить полное омовение по случаю праздника (намерение (нийят) формируется так: «Я намереваюсь совершить полное омовение(гусль), во имя Аллаха», постригаются волосы и ногти. Утром надевается чистая одежда (если есть возможность, то новая). Для мужчин использование благовоний в этот день является сунной, после чего они отправляются в мечеть для совершения праздничного намаза. День Арафат День Арафата является предпраздничным днём. В этот день паломники, совершающие хадж, стоят на горе (в долине) Арафат. Для всех мусульман, кроме паломников, желательно (сунна) в этот день поститься.
Дополнительные такбиры, произносимые во время праздничного намаза «Салят уль-ид» - Намерение «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-ваджиб по случаю праздника Курбан-байрам, во имя Аллаха». - со словами «Аллаху акбар» поднимаем руки. - Затем читается «Ду`а Сана» - «Аллаху акбар» 3 раза, одновременно поднимая руки на уровень ушей - для мужчин, на уровень груди - для женщин. После последнего«Аллаху акбар» читают суру«Аль-Фатиха». На втором ракаате после чтения суры «Аль-Фатиха» и дополнительной суры произносят 3 такбира, на четвертомтакбире молящийся опускается на поясной поклон. После праздничного намаза имам произносит праздничную проповедь. В день Курбан-байрам закалывают жертвенное животное – курбан, его мясо раздают нуждающимся, посещаютродственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость по случаю праздника.
Обряд жертвоприношения По мнению имама абу Ханифы ( да будет милостив к нему Аллах) жертвоприношение (курбан) в день Курбан-байрам является обязанностью (ваджиб) для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного на этот момент. В Священном Коране говорится: «Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» (Коран; 108:2). Если семья находится на иждивении отца, то достаточно совершить одно жертвоприношение за всех членов семьи. Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза, в строго разрешенных местах. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) , говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношения (курбан). Кто так сделает, тот выполнит нашу сунну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» (Аль-Бухари, Муслим.) Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Когда же они (жертвенные животные) падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Коран; 22:36). Наилучшим распределением жертвенного животного является то, что передается в хадисе от Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Треть мяса следует оставить себе, треть в качестве угощения, а треть раздать нуждающимся» (Хадис хороший) После вечернего намаза (аль-магриб) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан) нельзя. Предпочтительнее совершить жертвоприношение самому, так же можно поручить это другому мусульманину. При заклании животному запрещается причинять боль и страдание. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О, Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Киблы. Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены. До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного. Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (курбан) немусульманам в качестве подарка. Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан) порицаемо (макрух) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.
Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком. Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек. Глава семьи может сделать жертвоприношение за членов своей семьи, которые находятся на его попечении. Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйволы, дикие козы и т.д.). Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению: – если животное слепое на один или оба глаза; – если один или оба рога животного сломаны до основания; – если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста; – если хромое животное не в состоянии встать на ноги; – врожденное отсутствие уха или хвоста; – большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу; – если животное больное или очень ослаблено; – поврежденные соски; если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска. Поздравления Мусульмане традиционно поздравляют друг друга с праздниками следующими словами: 'Ид мубарак (араб. عيد مبارك) — Да будет благословенен праздник! 'Иду-кум мубарак (араб. عيدكم مبارك) — Да будет благословенен ваш праздник! 'Ид аль-Адъхьа мубарак (араб. عيد الأضحى مبارك) — Благословенен праздник жертвоприношения! Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум съалихьу ль-а’маль (араб. تقبل الله منا ومنكم صالح الاعمال) — Да примет Аллах от нас и от вас праведные дела! |