Пятничная проповедь
Опубликовано admin в 03.11.2012
Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду (с.а.в.), его семье, его сподвижникам и тем кто следует за ними до Судного дня. Передают со слов Ибн Аббаса, что пророк, мир ему, сказал: «Поистине, Аллах простит (членам) моей общины ради меня (то, что они сделают) по ошибке и по забывчивости (а также) то, к чему их (будут) принуждать)» Ибн Маджа и аль-Байхаки Говоря об общем значении этого хадиса можно сказать так: действия человека, который совершил что-либо запрещаемое Аллахом или допустил отклонение от того, что повелел Аллах Всевышний, сделав то или другое непреднамеренно, а так же действия того, кто совершает подобное по ошибке или по принуждению, не влекут за собой ни порицания в этом мире, ни наказания в мире вечном, что является милостью и благодеянием Всеблагого и Всевышнего Аллаха. Всемогущий и Великий Аллах оказал великую милость членам общины мусульман, поскольку он избавил их от ответственности за то, за что спрашивал с других. Так, например, если сынам Исраила повелевалось что-нибудь, а они забывали об этом, или если им запрещалось что-нибудь, а они допускали ошибку и совершали это, то Аллах Всевышний подвергал их наказанию и воздавал им за это уже в этой жизни. Что же касается общины мусульман, о Аллах ответил на их мольбы, с которыми они обращались к Аллаху по Его же внушению, и указал членам этой общины, что им следует обращаться к Нему с такими словами: «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забудем или ошибемся! Господь наш, не возлагай на нас такого бремени, какое возложил Ты на живших до нас! Господь наш, не возлагай на нас так же и того что нам не по силам! ( 2-286) Аллах Всевышний простил то, что будет совершаться членами мусульманской общины по ошибке или по забывчивости, и Он не станет воздавать им за это, ведь Он сказал: «Не будет на вас греха, если в этом вы допустите, но (взыщется с вас) за то, что замышляли ваши сердца…» Сонмы 5 Это значит: не будет вам воздаваться за то, что вы сделаете по ошибке или по забывчивости, но спросится с вас за то, что вы станете делать преднамеренно. Кроме того Аллах Всевышний не вменил нам ничего такого, что было бы невозможно выполнить в обычной жизни, и не возложил на нас ни того, что связано с затруднениями, ни того, постоянное совершение чего влекло бы за собой какие-нибудь неудобства. Но прощается только грех, но не освобождается человек от выполнения установлений шариата, поэтому необходимо устранить упущения, а именно возместить пропущенное. Например, совершение молитвы, позже установленного срока проспав или забыв о молитве. В таком случае требуется сразу же восполнить упущенное как только проснешься или вспомнишь. Передают со слов Анаса что пророк, мир ему, сказал: «Пусть тот, кто забыл о молитве, совершит ее, когда вспомнит (о ней), и нет этому иного искупления (ведь Аллах Всевышний сказал): «… и твори молитву, чтобы помнить обо Мне!» (Та Ха 14) Аль-Бухари и Муслим
Что касается того, что если человек станет есть или пить во время поста, он должен немедленно прекратить делать это, как только вспомнит о посте, и воздержаться до конца дня. В этом случае его пост не станет недействительным. На этот счет Имам Муслим приводит хадис: «Пусть тот, кто во время поста по забывчивости съест или выпьет что-нибудь, доведет свой пост (в этот день) до конца, ибо накормил и напоил его только Аллах» Муслим Все вышеприведенное касалось вопросов ошибки и забывчивости. Говоря о принуждении надо отметить о двух ее составляющих. Это принуждение к произнесению запретных слов и принуждение к действиям. Многие улемы , в том числе имамы Малик, аш-Шафии и Ахмад, да помилует их Аллах, считают, что принуждение может отношение к любым высказываниям. Тот, кого неправомерно принуждают к запретным высказываниям, оказывая на него серьезное давление, должен совершить искупительные действия за свои слова, но греха на нем не будет. Основанием для этого является то, что Аллах Всевышний не возлагает греха на тех, кто был вынужден заявить о своем неверии. Аллах Всевышний сказал: «Гнев Аллаха (поразит) таких, кто (сначала) уверует, а потом отступится от веры Аллаха, и им (уготованы) великие муки, если не считать принужденного (к этому), сердце которого (сохранит) приверженность к вере, (в отличие) от тех, кто будет рад неверию» (Пчелы 106) Что касается о принуждении к действиям, то все авторитетные улемы сходятся во мнении о том, что если человека станут принуждать к убийству, то делать этого не следует. Совершение такого убийства является грехом, поскольку делая это , человек жертвует другим ради собственного спасения, а это зависит от его собственного выбора. Почему же была дана такая милость от Аллаха Всевышнего мусульманской общине? Да потому, что они выполняли предписания Всемогущего и Великого Аллаха, переданных Им через Его избранного посланника Мухаммада, мир ему. Потому, что они сказали: «Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, к Тебе возвращение!» Сообщается , что Абу Хурайра, сказал: «Когда посланнику Аллаха был ниспослан аят, (в котором говорится): «Аллаху принадлежит, то что на небесах и то, что на земле. Обнаружите вы то, что в душах ваших или станете скрывать, (все равно) потребует Аллах с вас отчета за это и Он простит, кого пожелает, и накажет, кого пожелает, (ведь) Аллах надо всем властен» (2 - 284), - его сподвижникам стало тяжко от этих слов, и тогда они пришли к посланнику Аллаха, опустились на колени и сказали: «О посланник Аллаха, (сначала) на нас было возложено то, что нам по силам: молитва, пост и саадака, но теперь был ниспослан этот аят, в котором говорится о том, чего мы делать не сможем?» (В ответ им посланник) Аллаха сказал: «Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что говорили до вас обладатели обоих Писаний (говорившие): «Мы слышали, но не повинуемся?!». Нет говорите: «Мы слушаем и повинуемся! Прости, Господь наш, к тебе возвращение!» Они сказали: «Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, к тебе возвращение!». После того, как люди стали читать этот аят, подчинившись тому, о чем в нем говорится, Аллах Всевышний сразу ниспослал: «Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания и в Его посланников. «Не делаем мы различий между кем бы то ни было из посланников Его» . А они говорят: «Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, к тебе возвращение!» И когда они сказали это, Аллах Всевышний … ниспослал «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам. Ей- то, что она приобрела, и против нее то, что она приобрела.» Они говорят: «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись!» Аллах Всевышний сказал: «Я уже сделал это» Они говорят: «Господь наш, и не возлагай на нас такого бремени, какое возложил Ты на живших до нас!» Аллах Всевышний сказал: «Я уже сделал это» Они говорят: «Господь наш, не возлагай на нас и того, что нам не по силам! Аллах Всевышний сказал: «Я уже сделал это» Они говорят: «И избавь нас, и прости нас и помилуй нас! Ты наш Владыка…!». Аллах Всевышний сказал: «Я уже сделал это» |