Хвала Аллаху Господу миров!
В эту пятницу в Соборной мечети прошла проповедь о том, какие дла и поступки мы должны совершать.
Совершение добрых дел ради мирской выгоды
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.
Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.
Дорогие братья-мусульмане и сестры-мусульманки! Страшитесь своего Господа и помните слова Аллаха:
«Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо» (Коран 2: 281).
Ислам – это следование по пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) в своих делах, во взаимоотношении с людьми и в своих суждениях, в своих решениях и способах их реализации как для отдельных людей, так и для целых социумов.
Ислам – это жизнь в поклонении. Главной целью и главным устремлением сердца мусульманина является его Господь и желание угодить Ему всеми своими делами.
О рабы Аллаха! Очищение своей религии перед Аллахом – это основа религии, это суть Единобожия и поклонения. Своими добрыми делами человек должен стремиться только к Лику Аллаха, Его награде и милости. Он обязан исповедовать шесть столпов Веры (Имана), выполнять
пять столпов Ислама, доводить свою Веру до совершенства (Ихсан), блюсти права Аллаха и права людей, стремясь только к Лику Всевышнего и Вечной Больше всего этому противоречит то, когда человек совершает праведные дела ради людской похвалы и их уважения или когда делает благодеяния с целью получить преходящие мирские блага, это разрушает чистоту Веры и Единобожие. Аллах (Свят Он и Велик) сказал в Священном Коране, в суре Худ:
«Тем, кто желает жизни ближнего мира и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не получат послаблений» (Коран 11: 15).
Всевышний разъяснил нам в этом аяте, что совершение праведных дел ради благ этой тленной жизни нарушает ту степень полноты Единобожия, которая необходима для того, чтобы человек считался истинным единобожником, оно уничтожает эти праведные дела. Это еще хуже, чем показуха (рия), потому что если человек своим сердцем возжелает обретение этого мира, то, как правило, его желание поглощает собой все его деяния, тогда как показуха может проявляться лишь в отдельных действиях и не всегда сопровождает человека во всех его ситуациях.
Есть разница между показухой и между желанием этого мира посредством совершения праведных дел. Давайте рассмотрим их.
Показушник и тот, кто желает добиться благ этого мира праведными делами, едины в том, что каждый из них, совершая благодеяния, не стремится приблизиться к Аллаху и заслужить вечную жизнь в Раю, оба они совершают малый ширк (ширкасгар), который нарушает необходимую полноту и совершенство Единобожия.
Различие же заключается в следующем:
Показушник посредством своих праведных дел хочет получить одобрение людей и их положительные отзывы в свой адрес, его показуха может проявляться лишь в отдельных действиях, но не во всех делах.
Тот же, кто желает добиться своими праведными делами мирских благ, ищет материальную выгоду, такую как деньги, власть, положение в обществе, и такое желание преобладает в большинстве его добрых дел.
Ад-Даххак (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Тот из людей Веры, кто совершит какое-либо праведное дело без богобоязненности (таква), получит скорую награду за своё дело в этом мире» (т.е. человек может получить награду в этом мире, и тогда он полностью лишится её в Мире Следующем).В достоверном хадисе со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Да пропадёт раб динара[6], да пропадёт раб дирхема[7], да пропадёт раб шёлковых и бархатных одеяний, который проявляет удовлетворение, когда ему что-то дают, и гневается, когда ему не дают. Да пропадет он и да будет перевёрнут, и если даже его уколет колючка, да не извлечёт он её».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вознёс молитву за то, чтобы поклонники этого мира сгинули и были несчастны, и чтобы тяжким было для них любое дело в этой жизни, и чтобы они не могли решить своих самых ничтожных проблем и не могли избавиться даже от уколовшей их колючки.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал их рабами динаров и дирхемов за их безудержную страсть к накопительству и за то, что они совершают дела поклонения ради того, чтобы заработать эти динары и дирхемы. Такие чувства, как довольство и гнев, он проявляет только ради материальных благ, он не проявляет довольства ради Аллаха и не гневается ради Аллаха. В таком положении человек впадает в малое многобожие (ширкасгар), которое нарушает совершенство и чистоту Единобожия.
Это удел тех, кто привязал своё сердце к этому миру, к власти, богатству и другим низменным желаниям души. Когда им дают нечто, к чему привязаны их сердца, они ликуют, когда же их лишают этого, они испытывают негодование и злобу. Это истинные рабы и поклонники своих желаний, потому что истинное рабство и поклонение заключено в сердце. Чем пленилось сердце в этом мире, тому и будет служить хозяин этого сердца.Привязанность сердца к мирским благам бывает двух видов:
1) Сердечная привязанность человека к тем вещам, в которых он нуждается, таким как еда, питьё, женитьба, жилище, средство передвижения, домашнее убранство. Человек, страдающий сильной привязанностью к этим благам, является боязливым, тревожным, нестойким в своей Религии.
2) Сердечная привязанность к вещам, в которых он не нуждается, к вещам, к которым у человека вообще не должно быть никакой привязанности. Если человек привязан к тому, в чем у него нет нужды, то становится рабом этих вещей и перестает быть истинным рабом Аллаха и уповать на Него, и в его сердце прорастает корень многобожия.
Всевышний Аллах сказал:
«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены»(Коран 11: 15).
Если человек совершает праведные дела, желая только благ этого мира, то его дело недействительно и полностью отвергается Аллахом. Если человек желает благ этого мира и Мира Следующего, то его дело является ущербным из-за утраты целостности искренних намерений. Искренний верующий совершает добрые дела, стремясь только к Лику Аллаха и вечной Райской Обители. Если верующий ищет знания, то делает это для того, чтобы искоренить своё невежество и принести пользу людям. Если он совершает хадж (паломничество) к Дому Аллаха за умершего или престарелого неспособного человека, то делает это с целью помочь своему брату по Вере, посетить святые места и пройти этот путь вместе с другими паломниками. Если он подаёт милостыню бедным, то делает это для того, чтобы вселить в их сердца радость и избавить их от печали и страданий. Если он сражается, то делает это только для того, чтобы возвысить знамя Ислама. Воистину, Аллах, Господь наш – Щедр, Он награждает верующего за его добрые дела как в этом мире, так и в Мире Грядущем. Аллах (Велик Он и Славен) хранит его самого, его семью и имущество, делает его жизнь благодатной и спокойной, а в Жизни Следующей он будет вознагражден наилучшим образом.
В завершение хотелось бы добавить, что если человек искренне и ради Аллаха выполняет какое-либо богоугодное дело, в котором есть общественная польза для мусульман, то они могут обеспечить его потребности, выплачивая ему определённую сумму. Это делается для того, чтобы освободить данного человека от необходимости тратить время на зарабатывание денег и заняться исключительно тем, что необходимо для мусульман. К этим делам относятся такие занятия, как работа шариатского судьи, проведение пятикратных коллективных молитв в мечети, обучение людей Корану и т.д. Получение этих денег не повредит Вере и Единобожию мусульманина, если он расценивает их только как оказание ему помощи в совершении благих общественно полезных дел. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
Совершение добрых дел ради мирской выгоды
Из книги: «Хутабуат-Таухид аль-минбарийя»
Автор: Абдульмалик аль-Касим
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
«Книга Аллаха больше всего достойна того, чтобы вы брали за неё плату» (хадис передал аль-Бухари).