Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Слава Аллаху и хвала Ему, сегодня пятница! Самый лучший из всех дней!
Сегодня в мечети прошла проповедь о том какова суть веры?
Имеются неправильные представления
о вере со стороны некоторых мусульман. И как только приходишь к одному человеку и начинаешь с ним обсуждать какой-то практический вопрос, например, о том, что надо читать намаз, держать уразу,слышишь: «Вера в душе, неважно, что ты делаешь, главное – верить».Правильно ли утверждать, что вера только в душе, или частью веры являются наши действия? Но прежде, чем ответить на этот вопрос, я бы хотел поговорить о значении слова «иман».
Определение веры.
С точки зрения арабского языка, выделяются два значения этого слова.
1. Иман – «ат-тасдыйк» – убеждение без сомнений.
2. Иман от слова «аман» – мир и покой.
Отсюда, что мы должны знать?
1. Верующий должен быть сильным в своих убеждениях, такой человек не колеблется, не испытывает сомнений в вере. Ты убежден в существовании Аллаха, у тебя нет сомнений. Ты подтверждаешь существование Судного Дня без сомнений. Есть один ученый, немусульманин, который сказал: «Я верю в Судный День на всякий случай. Будет Судный День – мне будет хорошо, не будет Судного Дня – ничего страшного, я уже растворился в земле». Верующий убежден в существовании всех шести столпов веры, не испытывая в этом сомнений.
2. У такого человека есть покой в жизни. У тех, кто сегодня верит, завтра не верит, послезавтра в сомнении, нет покоя в жизни. Ему хорошо – он ближе к Аллаху, у него проблемы – «Зачем мне Аллах,мне поможет такой-то, к нему и пойду». У такого человека не будет в жизни покоя. А спокоен тот, кто верит, не колеблясь: «Я уверовал, что нет бога, кроме Аллаха. Я уверовал, что есть пророки, я уверовал, что есть книги. Я уверовал в Судный День, и я живу с этой верой».
Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:
(82). Те, которые уверовали и не облекли свои веры в несправедливость, для них – безопасность, и они – на верной дороге.
(6:82)
А что такое иман с точки зрения шариата?
Иман (вера) – это убеждение сердцем, подтверждение языком и выполнение действиями.
Все ученые согласны, что эти три составляющие являются частями веры. Абу Ханифа сказал, что самое главное – это убеждение сердцем и подтверждение языком, а выполнение действий не является частью веры, но оно необходимо для того, чтобы вера была полноценной. Для того, чтобы иметь полноценную веру, в которой мы нуждаемся, мы должны иметь эти три составляющие.
1. Доказательство обязательности подтвержде-
ния веры языком
1. Аллах Субханаху ва Тагаля рассказал в Коране историю Фараона и его народа, к которому пришел Муса, мир ему:
(13). Когда же пришли к ним Наши знамения уясняющими,они сказали: «Это – явное волшебство!» (27:13)
Они сказали языком, но что у них было в сердце? Считал ли Фа-
раон, что Муса, мир ему, пришел с явным заблуждением? Ответ на
этот вопрос мы найдем в следующем аяте:
(14). И отрицали их, хотя души их убедились в истинности,по неправедности и превознесению. Посмотри же, каков был конец вносящих порчу! (27:14)
В душе они были убеждены, что это истина, даже сам Фараон. И Аллах знает то, что в душах.
Но Фараон несправедливо превознесся и не подтвердил это языком.
2. Другой пример. К Абу Джахлю подошли наедине и спросили о причине яростного противостояния Мухаммаду, . Что сказал Абу Джахль? Что не верит в посланничество Мухаммада? Абу Джахль сказал: «Наша семья и семья Мухаммада, бяни Хашим, соревнуются между собой. (Они ухаживают за Каабой, и мы ухаживаем за ней. И нас уважают одинаково). И вдруг они сказали, что у них пророк, а как мы скажем, что у нас пророк? Поэтому я говорю, что он не прав».
Абу Джахль, как и Фараон, был убежденным в истинности пророка своего времени, но из-за высокомерия они не подтвердили языком то, в чем были убеждены сердцем.
3. Более того. Абу Талиб, который был уважаемым господином среди курайшитов и всегда защищал пророка, умер неверующим. Перед смертью Абу Талиба Мухаммад, , обратился к нему:
— Скажи «Ля иляха илля Ллах, Мухаммадур-расулю Ллах», в
Судный День я смогу за тебя заступиться. Рядом стоит Абу Джахль:
– Не бросай религию своих предков.
И Абу Талиб испугался упрека своего народа и умер, не подтвердив веру языком. И чем сможет ему помочь пророк Аллаха в Судный День? Абу Талиб никогда не выйдет из Ада, потому что он умер неверующим, но у него благодаря заступничеству Мухаммада,будет самое легкое наказание в Аду.
Здесь есть исключение: когда человек вынужден молчать о своей вере, скрывать ее или говорить языком то, что противоречит вере,но при этом в его душе стойкая вера – это не нарушение веры. Аллах Субханаху ва Тагаля говорит в Коране:
(106). Кто отказался от Аллаха после веры в Него – кроме тех,
которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере – только тот, кто
открыл неверию свою грудь, на них – гнев Аллаха, им – наказание
великое. (16:106)
Например, Гаммар бин Ясир, сподвижник, на глазах которого убили его отца и мать. И его самого пытали, и он был вынужден произнести языком, что он не верит в Мухаммада и верит в божества курайшитов.
Пришел к Мухаммаду Гаммар бин Ясир и плачет:
– О, пророк Аллаха, мне стыдно смотреть тебе в глаза. Только что я отказался от тебя и от твоей религии…
Мухаммад, , сказал:
– Если еще придут, повтори то же самое.
По этому случаю был послан вышеприведенный аят. И мы должны остерегаться обвинять в неверии своих бабушек и дедушек, которые жили во время коммунизма. Аллах знает, может
быть, они скрывали свою веру. И не нужно неуважительно говорить об умерших.
И это было исключением, при котором позволяется сказать языком слова неверия (когда сердце спокойно в вере).
2. Доказательство обязательности убеждения
сердцем
Когда мы произносим слова веры, а сердцем не убеждены – это уже лицемерие. Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:
(8). И среди людей некоторые говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в Последний день». Но они не веруют.
(9). Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают.
(10). В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них – мучительное наказание за то, что они лгут. (2:8-10)
И наказание лицемеров суровое:
(145). Поистине, лицемеры – в нижнем слое огня, и никогда не найдешь ты для них помощника. (4:145)
Сказанное языком должно совпадать с тем, что в сердце.
3. Доказательство обязательности выполнения
действиями
Нужно выполнять на практике. И это самый болезненный вопрос.Как ответить тем, кто говорит, что достаточно верить в сердце и не важно выполнять действиями?
1). Во-первых, с точки зрения логики, это неправильно, потому что любой разумный человек признает, что каждый из нас работает по своему убеждению и не идет против своих убеждений, когда он в силах. Если один говорит своей жене «я тебя люблю» и каждый день бьет ее, это говорит об отсутствии любви. Ведь если есть любовь, должно быть хорошее отношение, должно быть подтверждение.
2). Возьмем в качестве примера шайтана – Иблиса. Он из джиннов, но поклонялся Аллаху в ряду ангелов. Почему он стал неверующим? Разве он не подтвердил языком? Нет, он подтвердил. Посмотрим на речь Иблиса, о которой в Коране нам рассказал Аллах:
(11). Мы создали вас, потом придали вам форму, потом ска-
зали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» – и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся.
(12). Он сказал: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?» Он сказал: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины».
(13). Сказал Он: «Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты – среди оказавшихся ничтожными!»
(14). Он сказал: «Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены».
(15). Он сказал: «Ты – среди получивших отсрочку».
(16). Он сказал: «За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути.
(17). Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными».
(18). Сказал Он: «Выходи оттуда опозоренным, униженным!Тех, кто последовал из них за тобой... Я наполню геенну вами всеми!
(19). А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в Раю; питайтесь,чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву, а то вы окажетесь несправедливыми!»
(20). И нашептал им шайтан, чтобы открыть то, что было скрыто от них из их мерзости, и сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными».
(21). И заклял он их: «Поистине, я для вас – добрый советник».
(22). Так низвел он их обольщением. А когда они вкусили от дерева, явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья. И воззвал к ним их Господь: «Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что шайтан для вас – ясный
враг?»
(23). Они сказали: «Господи наш! Мы обидели самих себя, и,если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток».
(24). Он сказал: «Низвергнитесь! Одни из вас враги для других. Для вас на земле местопребывание и пользование на время».
(25). Он сказал: «На ней вы будете жить, и на ней будете умирать, и из нее будете изведены».
(26). О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывало бы вашу мерзость, и перья. А одеяние богобоязненности – лучше. Это – из знамений Аллаха, – может быть, вы вспомните!
(27). О сыны Адама! Пусть шайтан не искусит вас, как он извел ваших родителей из рая, совлекши с них одежду, чтобы показать им их мерзость. Ведь он видит вас – он и его сонм – оттуда, откуда вы их не видите. Поистине, Мы сделали шайтанов покровителями тех,которые не веруют! (7:11-27)
• Иблис не сомневается в том, что его создал Аллах, он убежден, что создан Аллахом и подтверждает это языком.
• Иблис просит у Аллаха отсрочку до Дня воскресения. Иблис знает, что Аллах может ему ее предоставить. Если я знаю, что у вас нет денег, я не стану просить у вас в долг. Я прошу у того, в чьей способности мне помочь я не сомневаюсь. Если Иблис просит отсрочку до
Судного Дня, значит, Иблис признается, что только Аллах дает жизнь.И он просит у Аллаха, а не у кого-нибудь другого.
• У Иблиса сильное убеждение, он просит и знает, что Аллах может дать ему, в отличие от нас, когда мы иногда просим Аллаха на всякий случай: «Попробую попросить, будет – будет, не будет – не будет».
Иблис просит с уверенностью, что Аллах даст ему, сможет дать ему отсрочку.
• Мы все относимся ко времени очень небережно. Мы не уважаем время. А самой главной просьбой Иблиса было время. Если Аллах скажет нам: «Просите, что хотите!» Один попросит коттедж, другой– мерседес, но ни один не просит время. Нам не нужно время, а Иблис
просит время: «О, Аллах, дай мне время, а все остальное я сам сделаю».
В другой суре Иблис обращается к Аллаху следующим образом:
(82). Он сказал: «Клянусь же Твоим величием, я соблазняю их всех.» (38:82)
Что еще нужно, чтобы быть убежденным? Иблис убежден, что Аллах Велик, но в конечном итоге он неверующий. Почему? Потому что он отказался выполнить на практике то, к чему обязывает его убеждение. Когда Аллах Субханаху ва Тагаля велел ему сделать земной поклон Адаму, мир ему, Иблис отказался. Это доказательство тому, что вера – это не только убеждение сердцем и подтверждение языком.Возникает вопрос: чем отличается грех Адама, мир ему, от греха
Иблиса?Иблис не делает земной поклон Адаму, в этом его грех. Адам, мир ему, ел с дерева, с которого Аллах Субханаху ва Тагаля запретил ему есть. Почему Иблис оказался неверующим, а Адам, мир ему, остался верующим, причем приближенным к Аллаху? Иблис совершил грех, не признавая права Аллаха, он упрямо отказался сделать земной поклон Адаму. А Адам, мир ему, ел с дерева не оттого, что не признает Аллаха как своего Повелителя, а из-за слабости и забывчивости. И поэтому Адам, мир ему, покаялся сразу после совершения греха.
3). Аллах сказал в Коране:
(8). Поистине, те, которые уверовали и творили благое, – им сады благодати. (31:8)
И много таких аятов, в которых сочетаются три момента:
• Уверовать;
• Совершить благие деяния;
• Получить вознаграждение.
Таких аятов Корана около двухсот, и почти нет таких аятов, в
которых речь идет только о вере без деяний.
4). Изречения Мухаммада, .
Например, есть такой хадис. Пророк Аллаха сказал: «Самое хорошее дело – это верить в Аллаха». Мухаммад, не сказал«самое хорошее убеждение», а назвал это делом. Значит, вера в Аллаха– это деяние, потому что исходя из этой веры должны быть определенные поступки.
В другом хадисе Мухаммад, , сказал:
– Скажу вам верить только в Аллаха. А вы знаете, что значит верить только в Аллаха?Сподвижники ответили, что Аллах и его посланник лучше знают. Пророк Аллаха продолжил:
– Это утверждение, что нет божества, кроме Аллаха, читать намаз, платить закят, совершить паломничество в Мекку, соблюдать уразу.
Эти высказывания доказывают, что выполнение действиями является частью веры в Аллаха.
Другой хадис: «Пусть тот, который верует в Аллаха и в Судный День, хорошо относится к своему соседу».
Мухаммад, , сказал: «Пусть тот, который верует в Аллаха и в Судный День, относится щедро к своему гостю».
«Пусть тот, который верует в Аллаха и в Судный День, говорит добро или молчит».
Тот, кто верит в Аллаха, поступает определенным образом, исходя из веры.Однажды Мухаммад, сказал:
– Клянусь Аллахом, не уверует тот, сосед которого не в безопасности от его зла.
Исходя из этого, мы говорим, что не может быть веры без деяний. Эта вера неполноценна. Тот, который стремится быть истинно верующим, должен, во-первых, иметь убеждение в душе (без сомнений), во-вторых, он должен подтвердить это языком, в-третьих, он должен поступить в соответствии с тем, в чем он убежден.