Пятничная проповедь от 21.10.2016 года. Понятие Халяль в жизни мусульман.
Опубликовано admin в 21.10.2016
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! Понятие ХАЛЯЛЬ в жизни верующих ХАЛЯЛЬ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ Ислам- это не только сбор догматических установок, целью которых является лишь теоретическое осмысление. Ислам- это вся наша жизнь, в намерениях и действиях, и на этом пути первостепенная задача- достижение довольства Аллаха через соблюдение Его повелений. Исламский образ жизни соответственно выстраивается из следования тому, что дозволено Аллахом, и из отказа от того, что запрещено Всевышним. Слово «халяль» происходит от глагола «халля», что значит «освобождать, разрешать, позволять, считать дозволенным»; противоположное значение имеет понятие «харам»- «лишать, отказывать, запрещать, отлучать». Сура «Ангам» аят 119: «Ведь Аллах разъяснил вам, что Он запретил». Таким образом, категорию «халяль» стоит применять не только к продуктам питания, но и ко всем действиям в жизни мусульман. При этом нужно помнить, что разрешать что-либо или запрещать- это прерогатива одного лишь Всевышнего Аллаха, Субхана уа Та’аля. «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите на Аллаха ложь. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха» (ан-Нахль 16: 116). Если Аллах запретил нам что-либо в жизни, значит, в этом есть для нас какой-либо вред. Не соблюдать запрет Аллаха, переданный в Священном Коране и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, все равно, что вредить своему душевному и физическому здоровью. На каждом из нас лежит личная ответственность за использование в нашей жизни установок «халяль» и «харам». И в этом вопросе нет тех, для кого существуют исключения, все мы равны перед Всевышним, не зависимо от социального положения или цвета кожи. Однако от нас часто зависит, как воспринимают запреты Аллаха наши близкие. Всякий родитель должен стремиться к тому, чтобы его дети не совершали недозволенного, кушали только халяльную пищу, учились понимать разницу между этими понятиями. Сегодня мы живем в условиях, когда нас не притесняют в нашей вере, когда мы можем спокойно выстраивать жизнь в соответствии с Божественным законом, нам стоит лишь приложить для этого некоторые усилия. В современной России активно развивается индустрия «халяль», которая своим качеством и гарантиями привлекает не только исповедующих Ислам людей. Также широкое распространение получает такое явление, как халяльный туризм. Туристическая компания, предлагая свой продукт, учитывает требования Ислама в условиях размещения туристов в отелях, где не подают спиртного, где кухня имеет сертификат «халяль» и прочее. Более других набирает темпы развития производство халяльных продуктов питания. Сура «Трапеза» аят 88: «Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете». Производители, претендующие на получение сертификата «халяль», должны учитывать запрет на употребление мертвечины, крови, свинины, мяса животного, убитого не по мусульманскому обряду, через удушение, удар током или убитого другим животным; также запрещается употреблять мясо хищных птиц и животных, имеющих клыки, собак, ослов и мулов. Ко всему прочему продукция с указанием «халяль» не должна содержать вредных добавок, консервантов. Существует даже перечень пищевых добавок, которые получили статус «харам» и должны быть исключены из употребления. Все эти обстоятельства делают привлекательной продукцию с маркировкой «халяль» не только для мусульман. Предпочтение халяльных продуктов питания уже стало для многих немусульман одним из условий здорового образа жизни. Пророк сказал : "Дозволенное (ХАЛЯЛ) - известно. Запретное (ХАРАМ) - известно. Сомнительное находится между ними. И так будет до Судного Дня". Сомнительное, находящееся между ними, не все могут различить. Но тот, кто не будет избегать сомнительного, может незаметно для себя перешагнуть черту дозволенного и впасть в грех. Умение избегать сомнительное и является самым трудным в этой науке. Насколько важно зарабатывать свой ежедневный достаток дозволенным способом видно из айатов Корана и высказываний Пророка Аллаха. В 51-ом айате 23-й суры ("Верующие") сказано: "О посланники, ешьте чистое и дозволенное и творите благое, поистине Я знаю, что вы делаете". Если человек трудолюбив, и стал из-за этого богатым, то это не в коей мере не является грехом. Естественно, если только такое трудолюбие не мешает исполнению ежедневных Обязательных Предписаний. Быть богатым человеком и иметь возможность помогать своим братьям единоверцам, отдавая свой Закяат, милостыню; иметь возможность совершить Хадж на собственные сбережения; раздавать мясо принесённых в жертву нескольких баранов в праздник "Курбан"; помочь в постройке мечети собственным честным заработком и т. п. - все эти действия помогут очиститься от многих грехов, и это великая благость Аллаха субхана ва тааля. Грешно для богатых лишь неверное использование своего богатства, чрезмерная любовь и привязанность к своему богатству. Саъд бин Эби Ваккас, да будет доволен им Аллах субхана ва тааля, как-то обратился с просьбой к Пророку Аллаха: "О Пророк! Прошу тебя, обратись с мольбой к Всевышнему Аллаху, чтобы все мои обращения к Нему были приняты". На что Пророк ответил: "Для того чтобы ваши обращения (к Аллаху) были приняты, ешьте только дозволенную пищу". В другом хадисе он говорит: "Очень многие люди и едят Харам, и одеваются в Харам. После всего этого, они поднимают свои руки, обращаясь с мольбой. Как же такие обращения могут быть приняты"? В разряде недозволенного (Харам) не только еда и одежда, непосредственно являющиеся запретными (к примеру: свинина, алкоголь, наркотики, одежда из шёлка, - для мужчин; просвечивающая блузка или мужская одежда, - для женщин и т. п.), но так же любая еда и одежда, купленная на деньги, заработанные недозволенным способом (к примеру, от продажи свинины или спиртных напитков), или украденная, или отнятая.] Абдуллах бин Умар, да будет доволен им Аллах субхана ва тааля, говорил: "До тех пор, пока вы не будете избегать Харама, нет никакой пользы ни от молитвы, если вы даже сгорбитесь от продолжительного чтения; ни от продолжительного поста, если даже станете соблюдать его хоть до полного истощения". Даже те мусульмане, которые обращаются к дозволенному, но излишествуют в этом, не смогут когда-либо достичь степени высокой богобоязненности . Переполненный желудок такого человека будет возбуждать в нём греховные страсти, и он может не заметить, как перейдёт к запретным действиям. Появится опасность разглядывания посторонних девушек, молоденьких женщин. Другой опасностью в таких случаях является зависть к богатым и чрезмерная привязанность к этому миру путём стремления к обладанию престижным имуществом, стремления к славе, почёту и т. п. По этому поводу знаменательны слова Пророка : "Привязанность к этому миру - главный источник грехов". Это происходит из-за того, что в стремлении обретения богатства человеку очень трудно избежать греха. Прежде всего, ему придется очень много трудиться. А это потребует не только физических сил, но и большого количества времени. Для исполнения своих обязанностей перед Аллахом Тааля будет оставаться всё меньше и меньше часов. Сердце охватит такая опасная болезнь, как беспечное отношение к Вере и поклонения будут постепенно отодвигаться на второй план и забываться.
Да спасет нас Аллах от этого!
Аминь! |
Создание сайта - Симантис (2012)